Skip to Menu Skip to Search Напишите нам Russia Выбрать веб-сайт и язык Skip to Content

Не все западные компании, придя в Россию в советские времена, прижились, нашли свое место в России рыночной. Группа SGS - мировой лидер в области инспекционных услуг, верификации, тестирования и сертификации – не из их числа. Ровно четверть века назад SGS открыла у нас в стране свой первый офис. Сегодня их порядка тридцати, и в них трудится уже свыше тысячи сотрудников. О бизнесе международных компаний в России мы беседуем с Исполнительным директором SGS S.A. в Регионе Восточной Европы и Ближнего Востока и Генеральным директором ЗАО «СЖС Восток Лимитед» Алимом Саидовым.

- Алим, Вы руководили офисом SGS в Азербайджане, затем в Грузии, Казахстане, впоследствии всем Каспийским регионом, управляли бизнесом SGS в Северной Америке. В чем Вы видите специфику России?

- С точки зрения взаимоотношений с клиентами страна, на самом деле, не имеет значения. Поскольку мы продаем не товар, а услуги, важен человеческий контакт. В нашей профессии качество сервиса, во многом, зависит от личностных характеристик конкретного сотрудника. SGS – это «people company», люди – наш главный актив, вне зависимости от географии.

Что касается позиционирования, специфика действительно есть. Поскольку ключевыми рынками в России традиционно являются сырьевые, наша компания, в первую очередь, развивала здесь бизнес-направления, обслуживающие нефтегазовый, металлургический и сельскохозяйственный сектора экономики. Постепенно спектр услуг «СЖС Восток Лимитед» расширился, и сейчас мы работаем в различных отраслях промышленности и сферы обслуживания. Инспекционный бизнес стал надстраиваться смежными видами деятельности: сертификация продукции, услуг, систем менеджмента, управление цепочкой поставок, аутсорсинг и т.д.

Тем не менее, до сих пор в России представлено только шесть бизнес-направлений SGS из десяти. В настоящее время мы анализируем спрос с тем, чтобы выявить перспективность запуска услуг, пока не практикуемых SGS в России.

По моим ощущениям, если судить по темпам адаптации новых идей и передовых технологий, российское общество сейчас опережает большинство развивающихся стран. Если в Советском Союзе наши ноу-хау не были востребованы, то сейчас ситуация иная. Современные российские менеджеры, многие из которых имеют западное образование и зарубежный опыт, иначе смотрят на корпоративный путь развития, правила ведения бизнеса, роль инноваций. Не случайно доля клиентов со 100 процентным российским капиталом в нашем портфеле стабильно растет и сегодня составляет около 40 процентов, хотя изначально мы обслуживали исключительно международные компании.

Стремительная интеграция России в мировое экономическое сообщество все больше укрепляет нас в мысли, что на российский рынок пора выводить услуги с высокой добавленной стоимостью, уже апробированные нами в других странах. Сейчас, например, мы внедряем технологию RBI (Risk-Based Inspection), которая уже активно применяется в США, Европе, на Ближнем Востоке для эффективного управления активами, в частности, в нефтехимической промышленности.

- Нередко национальная принадлежность компании отражается в ее корпоративной культуре и кадровой политике. Мешает ли это адаптации к российским реалиям?

- Будучи глобальной компанией, SGS работает в 140 странах мира. И хотя штаб-квартира по сей день находится в Женеве, работают в ней представители всех наций, в том числе и россияне. SGS - это большая интернациональная команда, что можно наблюдать и в «СЖС Восток Лимитед», наладить работу которого помогали наши коллеги из Швейцарии, Франции, Австралии и т.д. Однако по мере развития бизнеса доля иностранцев в штате существенно сократилась. В России талантливые люди, и SGS удалось с самого начала привлечь высококвалифицированных специалистов, «выросших» вместе с компанией. Стаж многих сотрудников в «СЖС Восток Лимитед» превышает 10 лет. Я сам – 13 лет в компании, причем начал свою карьеру с низшей ступеньки – позиции инспектора.

Причем ориентация кадровой политики на местный персонал отнюдь не означает самоизоляцию российского отделения. Представляя в России Группу SGS, мы способны мобилизовать все международные ресурсы компании для реализации задач, поставленных клиентами.

Вместе с тем, традиционно компании присущи и исконно швейцарские черты, прежде всего, безупречная деловая этика, обеспечивающая объективность и независимость нашей экспертизы. Эти фундаментальные корпоративные ценности SGS зафиксированы в нашем «Кодексе честности и профессионального поведения», который распространятся как на весь персонал, так и на наших партнеров по бизнесу, вне зависимости от страны предоставления услуг. В России же вопросы этики не менее важны при независимой оценке третьей стороны, чем в на Западе.

Другая швейцарская особенность – перфекционизм. Компания постоянно инвестирует в повышение своей эффективности. Так, три года тому назад была инициирована программа внутреннего изменения, основанная на концепции управления качеством “6 Sigma”. Заботясь о качестве продукции или систем менеджмента клиентов, было бы лицемерным не обращать внимание на собственное качество услуг.

- На Ваш взгляд, какими личностными качествами должен обладать руководитель западной компании в России?

- За 25 лет работы SGS в России на этом посту сменилось несколько руководителей, и они были разными... На каждом жизненном этапе компании от руководителя требуются разные качества. Сегодня менеджмент компании должен быть столь же динамичен, как и развитие российской экономики. Необходимо адекватно реагировать и, зачастую, опережать новые потребности рынка, что возлагает большую ответственность. Кроме того, ключевым для развития бизнеса является способность распознавать таланты и “смолоду” выявлять будущих лидеров.

- Вы говорите о развитии. Означает ли это, что стратегически SGS заинтересована в России?

- Глобальная стратегия развития SGS - это Стратегия Роста, что подразумевает как органический рост, так и освоение новых рынков. Выручка компании в 2005 году составила 3,3 миллиарда швейцарских франков; к 2008 году этот показатель должен увеличиться до 5 миллиардов.

В России бизнес SGS находится в состоянии роста на протяжении трех последних лет. Так, за 2005 год оборот «СЖС Восток Лимитед» увеличился на 56 процентов, и мы рассчитываем на аналогичные темпы в ближайшие годы. Во всяком случае, для этого есть все основания: у нас крепкая профессиональная команда, динамично развивающиеся, требовательные клиенты и целый ряд услуг, которые еще не представлены на российском рынке.