Skip to Menu Skip to Search Напишите нам Russia Выбрать веб-сайт и язык Skip to Content

Товары, помещаемые под режим таможенного транзита, подлежат обязательному декларированию и гарантийному обеспечению. Транзитная декларация при этом может быть подана в таможенные органы либо на бумажном носителе, либо в электронной форме.

Таможенный транзит в электронной форме

Возможность использования электронного формата появилась у участников логистического рынка в 2006 году, когда на территории Евросоюза была внедрена система NCTS (Новая компьютеризированная транзитная система).

С тех пор таможенный транзит в электронной форме стал возможен и за пределами ЕС, поскольку успех NCTS дал толчок к проработке и введению данного формата и в других регионах, включая ЕАЭС и, в частности, Российскую Федерацию и Республику Беларусь. Страны ЦАРЭС (CAREC) также рассматривают аналогичный вариант для транзита в Центральной Азии.

Причины введения процедуры таможенного транзита в электронной форме

Долгие годы транзитные перевозки автомобильным транспортом регулировались исключительно Конвенцией МДП, в основе которой лежат «бумажные» процедуры. Однако со временем ряд стран-участниц Конвенции стали искать альтернативные варианты организации транзитных операций, и ООН выступила с инициативой внедрить электронную систему контроля транзита, что впоследствии воплотилось в NCTS.

Интерес государственных органов заключается в том, чтобы максимально оперативно получать информацию о том, дошел ли транзитный груз до страны назначения и, если нет, своевременно возмещать неуплаченные в бюджет таможенные платежи. Электронная форма передачи информации дает неоспоримые преимущества над письменной формой, поскольку позволяет перевести контроль над доставкой груза и завершением транзита в режим реального времени.

Для перевозчиков переход на электронные процедуры также выгоден, сводя на нет ряд неудобств, связанных с использованием бумажного носителя:

  • Необходимость физического получения книжки МДП до начала перевозки в национальном объединении международных перевозчиков, т.е. временные затраты;
  • Конечный срок действия книжки (не более 75 дней);
  • Невозможность исправления ошибки, допущенной при заполнении книжки, что влечет за собой дополнительные расходы на замену книжки;
  • Зависимость числа границ, которые автотранспорт может пересечь в ходе перевозки, от количества отрывных страниц в книжке МДП, что не дает возможность оперативного внесения изменений в маршрут следования.

Динамика объемов таможенного транзита в электронной форме

Согласно статистике, опубликованной на сайте UNECE (The United Nations Economic Commission for Europe), количество книжек МДП, проданных по всему миру в 2006 году, составило 3,599,850. В 2016 году это число сократилось на 66% до 1,223,400 при том, что объем транзитных перевозок динамично растет.

В то же время, согласно статистике SGS, объем транзитных перевозок, выполненных в электронной форме только при помощи платформы TransitNet, вырос со 125,000 в 2012 году до 660,000 в 2017 году, т.е. более чем в 5 раз.

Как организован электронный документооборот при таможенном транзите

Благодаря системе электронного взаимодействия и обмена данными все этапы таможенного транзита прозрачны и доступны для мониторинга. Таможенные органы получают возможность контроля открытия и завершения транзита, информация поступает в режиме реального времени. Электронные процедуры наделяют систему таможенного транзита такими свойствами, как скорость и гибкость, что отвечает современным потребностям участников ВЭД.

Информационная система фиксирует все стадии и процедуры в рамках таможенного транзита: от пункта отправления до пункта назначения, включая представление транзитной декларации в таможенные органы, пересечение границы, прибытие товаров в страну назначения и т.п.

При этом таможенные органы стран транзита заблаговременно получают уведомления о том, когда и какой именно груз (согласно декларации) должен прибыть на их пункт таможенного осмотра. Это позволяет заранее определиться с тем, какие меры контроля необходимо применить в данном случае. Результаты осмотра в пункте назначения незамедлительно отправляются в таможенный орган начала транзита.

Обмен информацией между таможенными органами стран-участниц маршрута следования товаров, а также между ними и участниками ВЭД осуществляется посредством стандартизированных сообщений через специальный интерфейс.

Обладая статусом принципала в большинстве стран Европы, а также в Беларуси, компания SGS разработала интернет-платформу TransitNet, которая интегрирована с таможенной средой NCTS. Эта платформа позволяет перевозчикам по всему миру подавать электронные транзитные декларации для перевозок по Европе самостоятельно либо при посредничестве специалистов SGS. Данная услуга также включает гарантию уплаты таможенных платежей, которая требуется таможенными органами в ЕС, Турции, Сербии и Македонии.

О компании SGS 

Группа SGS является мировым лидером в области независимой экспертизы, контроля, испытаний и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. В состав SGS входят свыше 2 400 офисов и лабораторий по всему миру, в которых работает 95 000 сотрудников.