Skip to Menu Skip to Search Напишите нам Russia Выбрать веб-сайт и язык Skip to Content

Когда в 2015 году был опубликован обновленный стандарт ISO 9001:2015, многие обратили внимание на исчезновение требования назначить представителя руководства по качеству. Вместо раздела «Ответственность руководства» в стандарте появился раздел «Лидерство».

Аналогичная ситуация наблюдается в других пересмотренных согласно Приложению SL стандартах ISO на системы менеджмента: ISO 14001:2015, ISO 45001:2018, ISO 22000:2018 и др.

Изменилась ли суть требований с изменением названия раздела?

Система менеджмента и первое лицо — рандеву без посредников

Руководитель организации отвечает за результативность системы менеджмента 

Революционными изменения назвать, пожалуй, нельзя. Да, появились новые термины, по-другому изложены формулировки, но обязательства у высшего руководства как раньше были высокие по отношению к системе менеджмента, таковыми они остались и сейчас. Другое дело, что стандарт стал более конкретным, менее расплывчатым, четко утверждая роль первого лица.

Любопытно проследить эволюцию стандарта. В версии ISO 9001:2000 было требование назначить представителя руководства по качеству, но не уточнялось, какой уровень в иерархии должен занимать этот человек. По факту это мог быть рядовой сотрудник без полномочий, что приводило к плачевным результатам. В ISO 9001:2008 уже было дано разъяснение: представитель должен входить в число топ-менеджеров организации, т.е. обладать ресурсами и полномочиями. Тем не менее, порой первое лицо полностью перекладывало на плечи этого человека (как правило, начальника отдела качества) все вопросы, связанные с системой менеджмента, и самоустранялось: «Ты отвечаешь за систему, вот ты этим и занимайся».

В текущей версии стандарта ISO 9001 упоминание об официальном представителе руководства… исчезло. Таким образом, стандарт подчеркивает, что, прежде всего, руководитель организации, а не его представитель, отвечает за результативность системы менеджмента в целом. При этом подразумевается, что эту ответственность он делит со своими топ-менеджерами, делегируя им задачи по направлениям.

Лидеров должно быть много: больших и маленьких

На первый план выходит распределенное лидерство: когда каждый руководитель / владелец процесса на своем уровне в рамках своего функционала берет на себя часть ответственности за работу СМК.

Вовлечение руководителей — фундамент любой системы менеджмента. Стандарт ISO 9001 нацелен на повышение эффективности организации и непосредственно связан со всеми бизнес-процессами. СМК предполагает выполнение не каких-то надуманных, потусторонних требований. Речь идет о требованиях законодательства, внутрикорпоративных правилах, требованиях клиента и т.п. Очевидно, что они не должны быть надстройкой над операционной деятельностью или дополнительной нагрузкой, за пределами должностной инструкции. Главный инженер, мастер цеха, директор завода – каждый должен вносить свой вклад в работу системы в рамках своих повседневных операций, встраивая требования стандарта в процесс, которым он руководит.

Каждый руководитель или владелец процесса берет на себя часть ответственности за работу СМК

Именно владелец процесса обладает ресурсами (финансовыми, человеческими, информационными, материальными), для того чтобы обеспечивать результативность своего процесса и достигать поставленных целей. Поэтому он должен взять на себя функцию одного из лидеров в системе менеджмента. В частности, это может отражаться в KPI.

Таким образом, лидеров в компании может быть N-ое количество, в зависимости от масштаба организации и ее структуры. В некоторых компаниях это реализовано буквально: вместо начальника или руководителя департамента используется термин «лидер» в названии официальной должности.

Кто виноват и что делать?

Если за СМК отвечает какой-то отдел, а не коллектив владельцев процессов, в этом случае система менеджмента — это не инструмент управления руководителя. Только распределенное лидерство может изменить ситуацию.

Если происходят сбои в системе менеджмента, например, заказчик возвращает некачественную продукцию, кто в этом виноват? Сбой — результат работы системы в целом, поэтому вначале надо определить корневую причину. Ведь она может лежать не в процессе управления качеством (лабораторный контроль входного сырья и т.п.), а в обучении персонала (зона ответственности отдела кадров), в выборе поставщика (функция закупок), в обслуживании оборудования (в фокусе технической службы) и т.п.

Все руководители процессов отвечают за достижение целевых показателей компании

По сути, все руководители процессов отвечают за достижение целевых показателей компании, и устранить сбой можно только путем совместного анализа и выравнивания процессов, повышения их согласованности между собой.

Делай как я

Сегодня от высшего руководства компаний ждут больше личной активности, ответственности и вовлеченности во все аспекты системы менеджмента качества. Задача лидера – вдохновлять личной заинтересованностью и мотивировать на выполнение требований СМК.

Задача лидера – вдохновлять личной заинтересованностью и мотивировать на выполнение требований СМК

Если первое лицо компании не заинтересовано в системе, построить результативную систему менеджмента невозможно. Искренняя заинтересованность, напротив, позволяет лидеру быть примером для подчиненных и вовлекать их в построение системы.

В свою очередь, руководители среднего и низшего звена являются «проводниками» ценностных ориентаций высшего руководства в коллективе. Если руководитель подразделения с сарказмом говорит о системе менеджмента, его подчиненные будут относиться к ней аналогично, сканируя его модель поведения.

Долой представителя руководства по качеству. Да здравствует представитель?

Несмотря на то, что прямого требования назначать представителя руководства по качеству теперь в стандарте нет, практика показывает, что наличие человека-лидера, координирующего работу СМК, выступающего двигателем и катализатором системы, может быть полезным для организации.

Не имеет особого значения, кто именно возьмет на себя эту роль, – директор по качеству, главный технолог, директор по персоналу или по организационному развитию. Важно, чтобы он обладал координационными навыками, понимал требования стандарта и выступал для владельцев процессов советником и партнером.

О КОМПАНИИ SGS

Группа SGS является мировым лидером в области независимой экспертизы, контроля, испытаний и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. В состав SGS входят свыше 2 600 офисов и лабораторий по всему миру, в которых работает более 97 000 сотрудников.