Skip to Menu Skip to Search Напишите нам Russia Выбрать веб-сайт и язык Skip to Content

В силу технологической революции, свидетелями которой мы являемся, мир стремительно меняется, и пищевая отрасль - не исключение. Существенные изменения уже происходят или в скором времени произойдут и в сфере пищевой безопасности.

По мнению Джона Картера, директора по качеству в регионе Европа компании Ferrero, опубликованному в статье Food & Beverage Technology Review, очевидны три ключевых тренда, на которые следует обратить внимание специалистам по качеству, работающим в пищевой промышленности:

  • Расширение аналитических возможностей
  • Рост взаимосвязей между участниками цепей поставок
  • Новые способы коммуникации с потребителем

Суть этих трех трендов мы поясним в настоящей статье, дополнив мнение Джона Картера наблюдениями других экспертов рынка. 

3 технологических тренда в сфере управления пищевой безопасностью

Тренд 1. Расширение аналитических возможностей

Во-первых, благодаря появлению новых видов лабораторного оборудования и внедрению новых методов испытаний повышается точность получаемых данных, снижается погрешность измерений. Так, определить наличие или отсутствие в продукте контаминанта даже при его малом содержании все легче, а значит, принятие решений становится более обоснованным.

С другой стороны, развитие в сфере молекулярно-генетических исследований, в частности, применение высокопроизводительного секвенирования ДНК в пищевой отрасли позволяет проникнуть вглубь данных. Секвенирование нового поколения NGS дает немыслимые ранее возможности, например, по выявлению фактов фальсификации сырья и готовой пищевой продукции, обнаружению микроорганизмов, аллергенов и т.д. Вплоть до того, что появляется шанс посредством созданной библиотеки патогенов связать пищевое отравление со смывами на конкретной фабрике. 

Тренд 2. Рост взаимосвязей между участниками цепей поставок 

Цепи поставок становятся все более интегрированными и стандартизированными, что вкупе с цифровизацией обеспечивает фундамент для полноценной прослеживаемости и прозрачности. Миллионы датчиков, детекторов, счетчиков, различных сенсорных устройств, включая смартфоны и планшеты, способны в режиме онлайн собирать такой массив информации о текущем положении дел на каждом этапе цепочки, о котором мы раньше не могли и мечтать. 

Международные розничные сети и крупные пищевые бренды с давних пор требовали от своих поставщиков возможность проследить продукт до самых его истоков. Сегодня они уже не требуют, а непосредственно выстраивают, и достаточно успешно, процессы по сбору данных со всех своих контрагентов, предоставляя конечному потребителю исчерпывающую картину, что за продукт он покупает: где и как он был выращен, из какого сырья произведен, в каких условиях, безопасно ли это было для окружающей среды и т.п.

Прослеживаемость, в первую очередь, попадает в зону ответственности специалистов в области пищевой безопасности и управления качеством постольку, поскольку это затрагивает отзыв продукции с рынка или расследование инцидента. Но постепенно эти вопросы переходят в сферу ИТ, операционной эффективности и даже маркетинга. Поэтому важно обеспечить правильное взаимодействие различных служб внутри компании и распределить роли. 

Тренд 3. Новые способы коммуникации с потребителем 

Связь между социальными сетями и потребительским поведением уже сказывается на различных бизнес-процессах, для управления качеством изменения только начинаются. В мире, в котором обратная связь от потребителя поступает в публичное пространство в режиме реального времени, традиционные процедуры по управлению жалобами устаревают. 

Необходимо учиться управлять этим массивом информации, и без помощи искусственного интеллекта тут не обойтись. Уже сегодня крупные международные производители продуктов питания ежегодно получают несколько миллионов обращений от своих потребителей, и управлять этим информационным потоком при помощи сотрудников колл-центров вряд ли возможно. В будущем количество взаимодействий с потребителем будет исчисляться миллиардами. Неминуема радикальная трансформация отрасли.

Big Data. Управление большими данными как одна из ключевых компетенций в сфере пищевой безопасности

Описанные выше тренды можно объединить под одним зонтиком: «большие данные». В обозримом будущем участники пищевой отрасли будут получать все более разнообразные, глубокие, качественные, точные данные:

  • О сырье
  • О том, как производятся и распространяются 
  • О том, как потребители относятся к продукту

Но здесь кроется и риск упущенных возможностей. Ведь данные надо уметь обрабатывать, анализировать и разумно использовать для принятия решений. Именно к работе с Big Data следует готовиться профессионалам по управлению качеством пищевой продукции, считает Джон Картер.

О КОМПАНИИ SGS

Группа SGS является мировым лидером в области независимой экспертизы, контроля, испытаний и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. В состав SGS входят свыше 2 600 офисов и лабораторий по всему миру, в которых работает 94 000 сотрудников.