Skip to Menu Skip to Search Напишите нам Russia Выбрать веб-сайт и язык Skip to Content

Коронавирус COVID-19 представляет собой риск не только для здоровья населения, но и серьезный риск для непрерывности бизнеса. Помочь бизнесу выжить в подобных ситуациях и призван риск-ориентированный подход.

Пандемия, которая неожиданно заявила о себе повсеместно, есть не что иное, как новый фактор для рассмотрения в рамках контекста.

Коронавирус COVID-19 представляет собой риск не только для здоровья населения, но и серьезный риск для непрерывности бизнеса, ставя под угрозу качество продукта, безопасность труда, экологию, информационную безопасность и т.п. Предприняты беспрецедентные меры управления со стороны государства, ограничивающие деятельность как физических лиц, так и организаций, и уровень неопределенности сложившейся среды крайне высок.

Помочь бизнесу выжить в подобных ситуациях и призван риск-ориентированный подход.

Можно ли подготовиться к таким чрезвычайным событиям?

Казалось бы, такого рода пандемии еще не было, предусмотреть такое не представлялось возможным. Однако опыт работы в ситуациях каких-либо ограничений у бизнеса уже должен быть накоплен. Например, в связи с санкциями. Хотя и не в таких масштабах. 

«В ходе тренингов по управлению рисками, которые я провожу, мы моделируем различные сценарии, - рассказывает Наталья Алиева, ведущий аудитор SGS и эксперт по управлению рисками. - В том числе мы прорабатывали и риск остановки производства зарубежных поставщиков. Для производства, зависящего от импортных комплектующих, в качестве мер управления предусматривали определенный запас на складе. Понятно, что в случае длительной изоляции это - лишь временная мера. Но это мера, которая позволяет избежать полной остановки производственного процесса и получить временной ресурс для поиска альтернативных поставщиков внутри страны, проработки вариантов замены сырья без ущерба для качества продукции».

На самом деле, в ряде стандартов на системы менеджмента (ISO 45001ISO 22000, ISO 14001 и др.) одним из требований является наличие и выполнение плана по реагированию на чрезвычайные ситуации. Сегодня нам предоставляется уникальная возможность убедиться в том, насколько этот план работоспособен и результативен.

Новый порядок работы – новые риски

Одни риски порождают другие. Так, риск для сотрудников подхватить вирус мы снижаем, переводя персонал на удаленный режим работы. При этом возникают новые риски: риск утечки конфиденциальной информации, риск сохранности и надежности данных в целом, риск снижения продуктивности работников и т.п. Их также надо оценивать и ими надо управлять.

Не только угрозы, но и возможности

Но не следует забывать, что кроме очевидных потерь в связи с пандемией у бизнеса появляются и новые возможности. Возьмем для примера производство впитывающих санитарно-гигиенических изделий. В случае, если сырье (целлюлоза) для этого предприятия импортируется, запрет на перемещения между странами – это угроза для бизнеса. С другой стороны, есть потенциал для роста продаж, поскольку в период повышенного уровня заболеваемости данный продукт становится все более востребованным. 

Ограничение перемещений, высвободившееся время из-за сокращения заказов, – это возможность для внутренней коммуникации, обсуждения насущных вопросов, работы над повышением эффективности и оптимизацией процессов.

Причем новые, навязанные контекстом схемы работы, могут оказаться перспективными и после снятия ограничений. Переводя персонал на работу из дома, работодатель может сократить свои затраты на аренду помещений, электроэнергию, обслуживающие функции (содержание столовой, уборку). 

Кто знает, возможно, удаленные аудиты, которые сейчас вводятся как временная мера во многих сертификационных схемах на системы менеджмента, в дальнейшем станут нормой? В ближайшее время технология проведения таких удаленных аудитов будет отрабатываться, будет накоплен бесценный опыт, который наверняка можно будет использовать и в «мирное» время.

Двигаемся дальше

Рано или поздно пандемия закончится. Сколько она продлится? Сложно делать прогнозы, но известно, что для вирусных инфекций характерна сезонность. Китай уже возвращается к нормальной жизни. Неизбежно последует восстановление нарушенных связей с потребителями, подрядчиками, поставщиками.

Задача бизнеса – достойно выйти из этого испытания, минимизируя негативные последствия и извлекая выгоду из новых возможностей. Чтобы выиграть в этой неравной борьбе с вирусом, важно гибко подходить к изменчивости контекста и мыслить стратегически.

Понравилась эта статья? Интересуют стандарты ISO и системы менеджмента? Подпишитесь на нашу рассылку и регулярно получайте полезную информацию об изменениях в стандартах, разъяснения от аудиторов SGS и примеры лучших практик.

О КОМПАНИИ SGS

Группа SGS является мировым лидером в области независимой экспертизы, контроля, испытаний и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. В состав SGS входят свыше 2 600 офисов и лабораторий по всему миру, в которых работает 94 000 сотрудников.