Skip to Menu Skip to Search Напишите нам Russia Выбрать веб-сайт и язык Skip to Content

В нашем испытательном центре внедрен новый тип испытаний для смазочных масел на склонность к пенообразованию по международному стандарту ASTM D892-2018 и его отечественному аналогу ГОСТ 32344-2013.

Новый аппарат ВМ-ПХП призван помогать в проведении мониторинга характеристик вспениваемости масел. Рассказываем, для чего необходим данный прибор. Но для начала немного теории.

Почему в смазочных маслах образуется пена?

Согласно ГОСТ 32344, «Вовлеченный воздух (или газ) может образовывать в жидкости неравномерно рассеянные микропузырьки, которые могут соединяться и образовывать большие пузырьки в жидкости и на ее поверхности. Большие пузырьки могут разрушаться или образовывать пену».

Говоря более простым языком, процесс пенообразования состоит из формирования пузырьков воздуха (или газа), которые быстро поднимаются к поверхности масла. Следует отличать это явление от вовлечения воздуха, когда образовавшиеся пузырьки, рассеянные по маслу, медленно поднимаются на поверхность. Оба эти условия нежелательны, и их часто трудно различить из-за высоких расходов и турбулентности в системе.

Основная причина вспенивания — это рабочие условия, которые приводят к возникновению турбулентности в масле в присутствии воздуха. Современная тенденция к уменьшению размеров резервуаров и увеличению скорости потока в гидравлических, турбинных и промышленных масляных системах любого типа лишь увеличивает тенденцию к вспениванию масел. Также его может вызвать загрязнение масла поверхностно-активными материалами (например, средствами для предотвращения ржавчины или моющими средствами).

Чем опасно пенообразование?

В высокоскоростных зубчатых передачах, системах перекачивания больших объемов, системах смазки разбрызгиванием склонность масла к вспениванию может представлять собой серьезную проблему:

  • Вызванные вспениванием недостаточное смазывание, кавитация и потери смазочного материала от перелива снижают эффективность смазки и могут привести к механическому повреждению дорогостоящего оборудования.
  • Образовавшаяся в промышленном масле пена может вылиться из резервуара и создать неудобства.
  • Пенообразование нарушает режим равномерного прокачивания по маслопроводам и подачу к трущимся деталям, а также уменьшает производительность масляного насоса.
  • Насыщенное воздухом и газами масло быстрее окисляется, что ведет к образованию ржавчины.

Как бороться с пенообразованием и зачем контролировать характеристики вспениваемости?

Интенсивность пенообразования и стабильность пены зависят от химического состава масла, вязкости, поверхностного натяжения, наличия присадок, условий эксплуатации и других факторов. Для уменьшения интенсивности вспенивания могут использоваться специальные противопенные присадки (пеногасители). Они придают маслам стойкость к пенообразованию и повышают их способность быстро выпускать захваченный воздух.

Однако многие такие присадки могут увеличивать воздухововлекающие свойства масла, а, как мы помним, это также нежелательное явление. Хотя простые минеральные масла не особенно склонны к пенообразованию, присутствие присадок и эффекты смешения изменяют поверхностные свойства масел и повышают их склонность к пенообразованию в таких условиях, как смешивание воздуха с маслами. Кроме того, концентрация противопенной присадки может существенно снижаться в результате старения и осаждения на металлических поверхностях. Таким образом, со сроком эксплуатации смазочного материала его склонность к вспениваемости увеличивается.

То есть использование пеногасителей не может служить «панацеей». Избежать всех названных неприятных последствий можно, если вовремя фиксировать приближение характеристик вспениваемости к критическому уровню. Для этого и применяется тестирование смазочных масел в специализированной лаборатории.

Какие характеристики вспениваемости определяют в лаборатории SGS?

  • Склонность к вспениваемости. Объем пены над поверхностью масла, определенный сразу после прекращения подачи воздуха в испытуемый образец.
  • Стабильность пены. Объем пены, сохраняющийся через точно установленное время после отключения подачи воздуха. Нулевая стабильность пены соответствует условию отсутствия пены над поверхностью масла через 10 минут после завершения нагнетания воздуха в образец, нагретый до температуры +24,0°С.

Испытание проводится в три этапа:

  •  Этап I: при температуре +24,0°С +/-0,5°С.
  • Этап II: при температуре +93,5С° +/-0,5°С.
  • Этап III: при температуре +24,0°С +/-0,5°С после испытания при температуре +93,5°С и разрушения пены путем перемешивания.

Отсутствие пены как результат в отчете лаборатории свидетельствует о том, что слой пузырьков воздуха не полностью покрывает поверхность масла и виден участок чистой жидкости.

Что дает отчет лаборатории и как его читать?

Лабораторный отчет может выглядеть, например, так:

  • Пенообразование 24/94/24, мл: 20/10/70.
  • Стабильность пены 24/94/24, мл: 0/0/0.
  • Разберем, что означают эти значения и как читать результаты.
  • «20/10/70» по пенообразованию - объем пены над поверхностью масла в лабораторном цилиндре составлял 20 мл при температуре масла +24,0°С, 10 мл при +94,0°С и 70 мл при +24,0°С после перемешивания и охлаждения образца с +94,0°С до +24,0°С.
  • «0/0/0» по стабильности пены - 10 минут пена отсутствовала на всех трех этапах после завершения нагнетания воздуха в образец.

Как заказать анализ характеристик вспениваемости масел?

Для заказа данного вида тестирования, как и других видов анализа смазочных масел, заполните форму запроса либо свяжитесь с нашим федеральным колл-центром по телефону +7 495 775 46 20.

Мы принимаем пробы на анализ по всей России.

ХОТИТЕ БОЛЬШЕ УЗНАТЬ ОБ УСЛУГАХ SGS В ОБЛАСТИ АНАЛИЗА МАСЕЛ? ПЕРЕЙДИТЕ НА НАШ ПОРТАЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЭТОЙ ТЕМЕ.

О КОМПАНИИ SGS

Группа SGS является мировым лидером в области испытаний, инспекционных услуг и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. Наши 93,000 сотрудников работают в 2,600 офисах и лабораториях по всему миру со штаб-квартирой в Женеве, Швейцария, делая мир лучше, безопаснее и технологичнее.