Skip to Menu Skip to Search Напишите нам Russia Выбрать веб-сайт и язык Skip to Content

В новых экономических условиях для многих российских предприятий продление срока службы эксплуатируемой техники стало более актуальным, чем ранее. Важную роль здесь играет своевременная замена смазочного материала. Но как ее выполнять: по фактическому состоянию или на основе количества часов работы? И что это дает в итоге?

Из чего складывается конечная стоимость замены масла?

Существует множество скрытых затрат на замену масла и фильтров. Конечная стоимость замены масла обычно превышает его собственную стоимость в 40 раз! То же применимо и к замене фильтров.

Почему так происходит? Дело в том, что на реальную стоимость замены масла влияют следующие факторы:

  • простои производства при замене технических жидкостей;
  • простои производства и преждевременное использование ЗИПов (ЗИП - запасные части, инструменты и принадлежности) из оборотного фонда из-за некачественного масла (ремонт или замена оборудования);
  • работа с документами (включая графики технического обслуживания, ввод данных, планирование рабочей силы, управление запасами, рабочие задания, документацию и т. д.);
  • прямые трудозатраты и контролирующие мероприятия;
  • дополнительные затраты (на хранение смазочных материалов, фильтрацию нового масла для соответствия спецификациям, анализ проб для входного контроля, транспортировку, утилизацию отработанного масла, экологические вопросы и др.).

Замена масла по графику или по факту?

Как правило, поставщики масел и оборудования настаивают на замене масла по графику (она еще называется календарной или интервальной). Однако для производственных компаний такая практика не является предпочтительной по двум основным причинам:

  • Слишком ранняя замена работоспособного масла означает отсутствие возможной экономии и соответственно упущенную прибыль.
  • А слишком поздняя замена, когда технические жидкости раньше срока теряют свои свойства, приводит к чрезмерному износу узлов и агрегатов и снижению КТГ. (КТГ — коэффициент технической готовности, показывает, какую часть времени в течение заданного промежутка оборудование технически готово к эксплуатации, коэффициент используется при планировании производственной программы предприятия).

Мало того что смазочный материал часто остается пригодным для использования в течение длительного периода времени, слив масла и доливка в систему сопряжены с дополнительными рисками:

  • залив неподходящего масла;
  • попадание в систему загрязнителей;
  • попадание осевших загрязняющих веществ со дна отсеков/отстойников и из неактивных зон;
  • ошибки, связанные с человеческим фактором (остановка насосов при перезапуске, неоткрытие всасывающих линий, неудаление очищающих растворителей, ослабление деталей машин, завоздушивание системы и т. д.).

Принимая во внимание реальную стоимость замены масла, на первый взгляд простой и привычной для многих механиков вариант с заменой отработанного масла по графику далеко не всегда является экономически эффективным. Замена смазочного материала по фактическому состоянию обычно намного более рентабельна и эффективна, чем замена на основе определенного количества часов работы. В особенности это касается оборудования с высоким уровнем критичности для предприятия.

Поэтому так важно установить корректную периодичность отбора проб масла и выбрать заслуживающую доверия лабораторию для анализа масла. Главное здесь – обратиться не к тем, кто демпингует и «рисует результаты», а к тем, кто беспристрастно проверяет каждую пробу и имеет настоящую аккредитацию. В процессе выбора лаборатории также важно обсудить соответствующий план тестирования и возможные ограничения.

Какие факторы влияют на срок службы смазочного масла?

Еще большее значение, чем сроки замены масла и фильтров, имеет стратегия профилактического обслуживания и создание условий эксплуатации, продлевающих срок эксплуатации масла. Правильная стратегия позволяет удвоить или даже утроить срок службы смазочных материалов и фильтров.

Основные факторы, влияющие на срок службы смазочных материалов:

  • Контроль уровня загрязнения масла продуктами износа оборудования и другими загрязнителями из окружающей среды, топливом, антифризами и т.д.
  • Условия эксплуатации оборудования.
  • Уровень масла в системе.
  • Наличие в масляной системе отложений продуктов деградации масла.
  • Качество масла.

При этом, если на предприятии внедрена программа мониторинга состояния масла, существенно снижаются финансовые и временные затраты на техническое обслуживание и ремонт оборудования. Также к минимуму сводится вероятность внезапного отказа эксплуатируемой техники.

Как увеличить интервал замены масла?

Вот небольшой список рекомендаций:

  • Создайте профиль парка оборудования/техники, описывающий оборудование, условия его эксплуатации, сложность и методы технического обслуживания. Например, различные модели двигателей загрязняют моторное масло с разной скоростью. Один и тот же двигатель может иметь разный объем масла в разной комплектации. Нормы расхода топлива и масла различаются для разной техники и сложности обслуживания и эксплуатации.
  • Проанализируйте интервалы замены масла и потенциальную экономию средств, связанную с оптимальными интервалами замены масла.
  • Оцените риск, связанный с оптимальными интервалами замены масла.
  • Разработайте план лабораторных испытаний для небольшого сегмента оборудования, чтобы определить, являются ли расчетные интервалы замены масла приемлемыми.
  • Внедрите оптимизированный интервал замены масла после испытаний.

Для правильной оценки интервалов замены необходимо учитывать возможности масла и двигателей/оборудования.

  • Литр обычного моторного масла обладает способностью нейтрализовать и приостановить загрязнение, возникающее при сжигании 300 литров топлива.
  • Высококачественные масла премиум-класса обладают способностью нейтрализовать и приостановить загрязнение, образующееся при сжигании 500 литров топлива.

Почему мониторинг смазочных масел не проводится повсеместно, если это настолько выгодно?

К сожалению, не только многие механики, но зачастую и их руководители не осознают всех выгод от внедрения полноценной программы мониторинга масел. Нередко даже опытные специалисты не готовы рационально просчитать все ее преимущества, считая это ненужным экспериментом.

К тому же, хотя в составе многих предприятий работают собственные лаборатории входного контроля свежих масел, обычно они оценивают их только по самым базовым и часто неинформативным показателям, без подробного тестирования важнейших характеристик эксплуатируемых масел.

Но ситуация меняется

Однако в сложившихся экономических условиях продление срока службы эксплуатируемой техники выходит на первый план. Вопрос наличия и стоимости запасных частей и смазочных материалов стоит в числе приоритетных для участников рынка.

Сейчас большинство российских предприятий заинтересованы в увеличении интервала замены масла и в поиске новых поставщиков как в России, так и за границей. Вынужденное смешивание и использование новых брендов масел неизбежно требует всесторонних испытаний данной продукции на регулярной основе.

Как SGS может помочь?

Внедрение на предприятии программы мониторинга состояния масла позволяет сэкономить денежные средства и продлить срок службы любого оборудования.

Мы проводим следующие лабораторные анализы смазочных масел:

  • Проверка при переходе с одного производителя/страны производства технических жидкостей на другую (масла, пластинчатые смазки, антифриз, гидравлические жидкости и т.п.).
  • Проверка качества всех видов технических жидкостей согласно прилагаемому паспорту завода производителя.
  • Проверка работающих технических жидкостей в узлах и агрегатах для уточнения присутствия всех необходимых присадок и заявленных характеристик, что позволяет понять, вовремя ли меняются технические жидкости.

Чтобы узнать больше об этих услугах и заказать анализ масла, пожалуйста, заполните форму запроса либо свяжитесь с нашим федеральным колл-центром по телефону +7 495 775 46 20.

Мы принимаем пробы на анализ по всей России.

ХОТИТЕ БОЛЬШЕ УЗНАТЬ ОБ УСЛУГАХ SGS В ОБЛАСТИ АНАЛИЗА МАСЕЛ? ПЕРЕЙДИТЕ НА НАШ ПОРТАЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЭТОЙ ТЕМЕ.

О КОМПАНИИ SGS

Группа SGS является мировым лидером в области испытаний, инспекционных услуг и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. Наши 96,000 сотрудников работают в 2,600 офисах и лабораториях по всему миру со штаб-квартирой в Женеве, Швейцария, делая мир лучше, безопаснее и технологичнее.