Skip to Menu Skip to Search Напишите нам Russia Выбрать веб-сайт и язык Skip to Content

Многие компании, внедряя систему менеджмента качества (СМК) согласно требованиям стандарта ISO 9001, «наступают на одни грабли», повторяя чужие ошибки. Перечислим наиболее типичные из них.

1.  Ошибки при определении лидера и участников процесса

Иногда компании думают – привлечем консультанта, он нам все сделает. Консультант действительно многое знает, он может составить документы, нарисовать схемы процессов и вроде бы требования стандарта учтены. Но это может быть не привязано к бизнесу. Если персонал не вовлекается, эта работа будет напрасной. Предприятие получит документы, но система работать не будет

Или рассуждают: наймем менеджера по качеству, а остальные сотрудники ни при чем. Пусть этим занимается служба качества. Но не в силах одному человеку или даже отделу создать работоспособную систему, т.к. в нее включены разные процессы: и производство, и закупки, и управление персоналом, и многие другие, плюс высшее руководство должно проявлять свою активность. Если свалить систему на одного человека, результат будет плачевным.

Еще одна проблема, когда высшее руководство не берет на себя ответственность за СМК – делегирует свои полномочия, забывая, что это управленческий инструмент. Именно высшее руководство может и должно определить, какая нужна система для предприятия.

Кстати, в самом стандарте нет требования о наличии на предприятии менеджера по СМК. Должны быть определены ответственность и полномочия сотрудников - конкретных людей, которые будут отвечать за соответствие системы требованиям стандарта и за предоставление отчетности о том, как работает система. Высшее руководство может определить, кто будет ответственным, а отдельной должности, возможно, и не будет.

2.  Бюрократический подход

Ошибочно стандарт воспринимается как множество бесполезных бумаг, которые нужно распечатать и разложить по папкам. Но СМК отнюдь не должна представлять собой склад бумажной продукции, которая пылится на полках до прихода аудитора.

Порочной является практика, когда копируются чужие политики и процедуры. Дело в том, что чужие документы могут быть хороши для одной компании, но не подойти другой.

В реальности, обязательных документов согласно ISO 9001 совсем не много. Что касается документирования процессов, то в стандарте сказано, что процессы должны быть документированы в той степени, в которой необходимо предприятию. То есть оно само решает, какие документы ему нужны. Это могут быть и технологические инструкции, и инструкции по работе оборудования, и должностные инструкции, и положения о подразделениях, и документы внешнего происхождения (например, ГОСТы).

Здесь каждый раз нужно понимать, что нам необходимо, без чего мы обойтись не можем. И только тогда мы принимаем решение создавать такие документы.

Нужно создать такую систему, которая будет помогать удовлетворять требования потребителя и зарабатывать деньги. Поэтому важно, чтобы СМК была неотъемлемой частью бизнеса. А когда сотрудники говорят: «Мне надо работу выполнять, а ваша СМК мне мешает», - система менеджмента качества существует параллельно бизнесу, и это ни к чему хорошему не приведет.

3.  Неумение пользоваться механизмом улучшений

В стандарте ISO 9001 заложено несколько механизмов, позволяющих организации постоянно улучшать свою систему менеджмента. Одним из таких механизмов является внутренний аудит. Если внутренние аудиты проводятся формально, несоответствия не фиксируются, корректирующие действия не выполняются, то своей функции он не выполняет. Как правило, это происходит, когда при выявлении несоответствий ищут виновных, наказывают их.

Вообще проведение коррекций вместо корректирующих действий является распространенной ошибкой. Если просто исправлять несоответствие и не устранять его причину, это несоответствие будет проявляться бесконечное количество раз. Только искоренив причину можно избежать этого.

Внешние аудиты, проводимые сертификационным органом, тоже являются механизмом улучшений. Если предприятие скрывает информацию от внешнего аудитора – это может уменьшать возможности предприятия для улучшений. Как правило, внешние аудиторы имеют богатый опыт, они видели разные системы менеджмента и замечают то, что не видно изнутри, могут что-то посоветовать, поделиться лучшими практиками и помочь компании развиваться.

4.  Подмена целей внедрения СМК

Наконец, еще одна важная ошибка, которая встречается обычно в самом начале пути по созданию системы менеджмента качества на предприятии. Заключается она в том, что СМК нужна руководству только для получения сертификата, - чтобы участвовать в каком-либо тендере, потому что заказчик запросил или чтобы вступить в саморегулируемую организацию (СРО). Т.е. для собственника и топ-менеджмента не очевидно, что система менеджмента качества – это инструмент управления предприятием.

В этом случае, как правило, система менеджмента создается формально, только чтобы получить документ. Такой настрой не принесет предприятию реальной пользы от СМК.
На самом деле, выполнение требований стандарта ISO 9001 нужно не только и не столько для получения сертификата, сколько для достижения целевых бизнес-показателей, включая рост выручки и маржинальности.

Как SGS может помочь?

SGS является ведущим органом по сертификации систем менеджмента на соответствие требованиям международных стандартов. Мы также проводим тренинги и курсы, разъясняющие требования стандарта ISO 9001 и помогающие предприятиям внедрять и развивать их системы менеджмента качества. Заполните веб-форму, и мы свяжемся с вами для уточнения деталей.

О КОМПАНИИ SGS

Группа SGS является мировым лидером в области испытаний, инспекционных услуг и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. Наши 96,000 сотрудников работают в 2,600 офисах и лабораториях по всему миру со штаб-квартирой в Женеве, Швейцария, делая мир лучше, безопаснее и технологичнее.