Skip to Menu Skip to Search Напишите нам Russia Выбрать веб-сайт и язык Skip to Content

Бывает, что в оборудование приходится доливать либо полностью заливать масло другого производителя. Как это отразится на состоянии техники? Совместимы ли рабочие масла разных брендов и с различными характеристиками? И как это проверить?

Какие масла можно смешивать, а какие нет?

Первое, что следует учитывать при замене смазочных материалов, - совместимость масла, находящегося в эксплуатации, с новой смазкой. Данный фактор определяет решения о промывке оборудования и замене масла, а в случае принятия неверного решения может привести к значительным затратам.

Жидкости и масла, предназначенные для смешивания либо способные смешиваться без вредных последствий, называют совместимыми, а те, которые нельзя смешивать без потенциальных проблем, - соответственно несовместимыми. Степень несовместимости может варьироваться от полной до незначительной, в зависимости от серьезности последствий, повлиявших на корректную работу оборудования.

Например, смешивание смазочных материалов, имеющих разные базовые компоненты, будет представлять собой несовместимость как для системы/оборудования, так и для самого смазочного материала, что является серьезной причиной для беспокойства. С другой стороны, смешивание масел, предназначенных для одного типа применения, приводит к несущественной реакции компонентов присадок без значительного ухудшения характеристик. То есть их несовместимость оценивается как незначительная.

Скрытая угроза гремучей смеси: как не попасть впросак?

Стоит учитывать, что проблемы несовместимости могут возникнуть не сразу, а со временем. Очень часто смешивание различных жидкостей приводит к потере растворимости и/или чувствительности присадок, а значит - к снижению их эффективности.

Так, моторное масло может содержать 20% присадок или даже более, тогда как гидравлическая жидкость - лишь небольшой процент ингибиторов ржавчины и окисления. Учитывая более сложный характер моторных масел, велика вероятность возникновения проблем при смешивании этого типа смазочного материала.

В большинстве случаев разные бренды масел будут несовместимы, в частности это касается присадок. С другой стороны, смена марок масел иногда неизбежна, и практически невозможно слить с оборудования все до последней капли старое масло и заменить его на новое! Так что же делать?

Как проверить совместимость масел?

Первый шаг, который мы рекомендуем сделать, - проконсультироваться с новым поставщиком масла относительно любых известных несовместимостей между продуктами, которые будут использоваться в одном оборудовании. Обычно поставщик может предоставить перекрестный справочник эквивалентных совместимых продуктов с такими же техническими характеристиками (с незначительными отличиями).

Если есть какие-либо сомнения, следует провести тестирование совместимости. Например, возьмите три разные смеси масла А и масла Б: одну - в пропорции 90:10, вторую - в пропорции 50:50 и третью - в пропорции 10:90. (Это наиболее распространенный вариант, имитирующий плавный переход на другое масло, но, в зависимости от конкретных потребностей, количество смесей и их пропорции могут меняться). Далее проведите испытания. Например, для турбинных масел важны тестирования по следующим показателям:

  • Осадок (может быть вызван выпадением добавки либо несовместимостью различных масел).
  • Цвет и прозрачность (внешний вид).
  • Стабильность против окисления.
  • Стабильность при хранении (остается ли полученная смесь гомогенной).
  • Фильтруемость.
  • Деэмульгируемость.
  • Определение антикоррозионных свойств.
  • Способность к выделению воздуха (деаэрация).
  • Склонность к пенообразованию.

Следует также учитывать совместимость с материалом уплотнений, которые используются в непосредственном контакте с маслом, поскольку некоторые базовые масла несовместимы с эластомерами.

Совместимость гидравлических масел: как избежать вспенивания?

Более подробно остановимся на смешивании гидравлических жидкостей. Существуют десятки присадок, доступных для использования при смешивании гидравлических масел.

Например, некоторые антипенные присадки могут предотвращать накопление пены на поверхности масла, но в то же время замедляют высвобождение воздуха, захваченного в объеме масла.‎ В результате смешивания гидравлических масел с различными антипенными агентами вспенивание масла может увеличиться.

Различные гидравлические масла могут содержать разные деэмульгирующие присадки. При смешивании это может привести к ухудшению деэмульгирующих свойств (способности масла отделяться от воды), вызывая нежелательные последствия в ходе эксплуатации оборудования.

Как правильно выбрать гидравлическое масло для смешивания?

Гидравлические масла следует выбирать на основе спецификаций изготовителя оборудования и с учетом температурного диапазона, в котором должно эксплуатироваться оборудование. Иногда спецификации производителя могут рекомендовать такое масло, которое не сможет обеспечить необходимую защиту из-за уникальных или необычных условий эксплуатации.‎

При возникновении таких ситуаций рекомендуются детальные консультации с производителем оборудования и поставщиком масла в сотрудничестве с независимой лабораторией по анализу масла.‎ В целом, желательно, чтобы высококачественные гидравлические смазочные материалы имели схожие значения следующих показателей:‎

  • Стабильность против окисления.
  • Определение антикоррозионных свойств.
  • Деэмульгируемость (сегрегация воды)‎.
  • Характеристики пенообразования и высвобождения воздуха‎.

Правила эксплуатации гидравлических масел: без грязи и пыли

Кроме того, гидравлические жидкости должны храниться и эксплуатироваться так, чтобы обеспечивался их длительный срок службы и бесперебойная работа оборудования. Вот некоторые рекомендации:‎

  • При длительном хранении не допускайте перегрева гидравлической жидкости. Температура насыпного масла снаружи резервуара никогда не должна превышать +60С.‎
  • Соблюдайте чистоту при хранении гидравлической жидкости. Специалисты по гидравлике едины во мнении, что 75-80% отказов гидравлических систем вызваны загрязнениями жидкости – собственно грязью, частицами износа и другими посторонними материалами. В современных системах высокого давления зазоры между износостойкими поверхностями очень малы, что делает контроль загрязнения крайне необходимым.‎
  • Контролируйте содержание воды и конденсата – их количество никогда не должно превышать 1000 ppm, если иное не предусмотрено конструкцией конкретной системы.‎
  • Немедленно устраните утечки жидкости. Если масло может вытекать, значит грязь и пыль могут попасть в систему. Кроме того, утечка жидкости в одну каплю за одну секунду равна годовым потерям в 1500 л!

КАК SGS МОЖЕТ ПОМОЧЬ?

Внедрение на предприятии программы мониторинга состояния масла позволяет сэкономить денежные средства и продлить срок службы оборудования.

Мы проводим следующие лабораторные анализы смазочных масел:

  • Проверка необходимых параметров технических жидкостей (масла, антифриз, гидравлические жидкости и т.п.) при смене производителя/страны производства.
  • Проверка наиболее важных параметров технических жидкостей согласно прилагаемому паспорту завода-производителя.
  • Проверка работающих технических жидкостей в узлах и агрегатах для уточнения наличия присадок и их количества, а также соответствия заявленным характеристикам. Это позволяет установить оптимальные интервалы замены технических жидкостей для конкретного типа оборудования.

Чтобы узнать больше об этих услугах и заказать анализ масла, пожалуйста, заполните форму запроса либо свяжитесь с нашим федеральным колл-центром по телефону +7 495 775 46 20.

Мы принимаем пробы на анализ по всей России.

ХОТИТЕ БОЛЬШЕ УЗНАТЬ ОБ УСЛУГАХ SGS В ОБЛАСТИ АНАЛИЗА МАСЕЛ? ПЕРЕЙДИТЕ НА НАШ ПОРТАЛ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ЭТОЙ ТЕМЕ.

О КОМПАНИИ SGS

Группа SGS является мировым лидером в области испытаний, инспекционных услуг и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. Наши 96,000 сотрудников работают в 2,600 офисах и лабораториях по всему миру со штаб-квартирой в Женеве, Швейцария, делая мир лучше, безопаснее и технологичнее.